Стартапы и технологические компании, которые развиваются в «Энерготехнохабе Петербург»

Назад

24.05.2024

Топ-10 проектов Инкубатора «Энерготехнохаба Петербург»

Презентация Microsoft PowerPoint.jpg

 

В середине мая завершилась образовательная часть Инкубатора «Энерготехнохаба Петербург» – программы по поддержке технологических проектов на ранних стадиях, которую мы запустили вместе с «Газпром нефтью» и Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмических технологий. Два с половиной месяца лекций и семинаров, проработка проектов с трекерами – и вот из почти 100 команд сформирован топ-10 финалистов. Впереди у них самое интересное – итоговая питч-сессия, которая и определит, кому достанется главный приз – 1 миллион рублей на развитие идеи.

Давайте знакомиться с финалистами!

 

1. «САЙРАКС» – цифровой двойник химических R&D на базе самообучающегося искусственного интеллекта (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина)

Кто клиент? Крупные предприятия с собственными R&D лабораториями и химические предприятия с потребностями в НИОКР.

Какую боль решает проект? Химические лаборатории упускают выгоду, отказываясь от проведения исследований из-за нехватки ресурсов: специалистов и оборудования. А найм новых сотрудников и закупка установок – это дорого.

В чем суть? «САЙРАКС» — это программное обеспечение. Пользователь вводит запрос: например, смоделировать нейтрализатор цианидной коррозии. Программа выдает ответ – химическое вещество с заданными технологическими свойствами, а также расписывает, как получить опытный образец и рисует технологическую схему производства.

 

2. 3D-печать износостойкими композиционными керамическими материалами (Санкт-Петербургский государственный технологический университет)

Кто клиент? Производители двигателей.

Какую боль решает проект? Изготовление формы для литья – процесс долгий, а в результате к тому же можно получить форму недостаточного качества.

В чем суть? Формы для литья предлагается печатать на 3D-принтере из композиционной керамики. Результат быстрее и намного качественнее. С таких форм практически не нужно снимать припуски.

 

3. Разработка конструкции циркуляционного переводника с приводом преобразователя (Санкт-Петербургский горный университет)

Кто клиент? Буровые нефтесервисные компании, ВИНКи.

Какую боль решает проект? При бурении часть бурового раствора обычно поглощается пористыми породами и зонами с аномально низким пластовым давлением. Для предотвращения такого поглощения используются специальные устройства – PBL-переводники. Однако чаще всего их можно использовать ограниченное количество раз. К тому же при отклонении скважины от вертикали переводники работают хуже.

В чем суть?  Команда усовершенствовала механизм активации переводника. Это позволяет не только повысить скорость активации и за счет этого сократить непроизводительное время буровой бригады, но и применять его неограниченное количество раз. Кроме того, устройство помогает производить не только ликвидацию поглощения бурового раствора, но и при необходимости закачивать в скважину кислоты, а также очищать ствол скважины при больших отходах от вертикали.

 

циркуляционный переводник.jpg

 

4. HeatScraper – греющий скребок для борьбы с отложениями парафинов в скважине (Томский политехнический университет)

Кто клиент? Нефтяные и нефтесервисные компании.

Какую боль решает проект? Депарафинизация скважин – это регулярное удаление парафиновых отложений с внутренних стенок насосно-компрессорных труб, по которым поднимается нефть. Во время чистки из-за образования парафиновых пробок могут случаться аварии, на устранение которых компания вынуждена тратить деньги.

В чем суть? Депарафинизация может осуществляться разными способами. Например, для этого используется специальное приспособление – скребок. Команда HeatScraper отталкивалась от простой идеи: холодное масло (которым по сути и являются парафиновые отложения) легче резать горячим ножом. Поэтому придумала установить в скребок нагревательные элементы, работающие на аккумуляторах.

 

5. FiberPipe – оптоволоконная система структурного мониторинга опор трубопровода на многолетнемерзлых грунтах в Арктике (Сколковский институт науки и технологий)

Кто клиент? Нефтяные компании, имеющие трубопроводы в зонах вечной мерзлоты.

Какую боль решает проект? Из-за таяния вечной мерзлоты опоры трубопроводов смещаются. Это может привести к разрыву самих трубопроводов – а значит, к существенным затратам на ремонт. Сейчас состояние опор чаще всего контролируют инженеры, которые специально для этого выезжают «в поля» и проводят визуальный осмотр. Это долго и не всегда эффективно.

В чем суть? Подвижки опор можно отслеживать с помощью программно-аппаратного комплекса. Поверх трубопровода укладывается оптоволоконный кабель. В местах соединения опоры и трубопровода расположены датчики на основе брэгговской решетки. Когда опора смещается, внутренняя структура решетки меняется. Сигнал об этом передается в систему сбора данных.

Кстати, в прошлом году команда выиграла «Битву питчей» с этим проектом. Вот здесь мы подробно писали о том, как работает их технология. 

 

прототип Picstech.JPG

 

6. Катализатор очистки отходящих газов от летучих органических соединений (Институт органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН)

Кто клиент? Нефтехимические и нефтеперерабатывающие компании, производители лакокрасочных материалов, металлургические предприятия, предприятия по глубокой печати.

Какую боль решает проект? В основном вредные летучие органические соединения утилизируют путем плазменного сжигания, которое требует большого количества энергии и дорого обходится.

В чем суть? Команда предлагает очищать отходящие газы методом каталитического дожига. Это решение не требует дополнительного подвода электроэнергии. Катализатор наносится на керамическую или металлическую основу, что позволяет использовать его при высоких температурах и скоростях потока газа.

 

7. Smart Membrane – добыча лития из попутных вод нефтегазоконденсатных месторождений (Университет ИТМО)

Кто клиент? Нефтедобывающие компании.

Какую боль решает проект? Компании недополучают прибыль. В попутных водах содержится много дефицитного лития, который можно извлекать и продавать.

В чем суть? Команда изобрела мембрану, которая разделяет две среды и за счет разности уровня ph в них помогает отделить ионы лития от других. В прошлом году эта идея стала лучшей на «Состязании стартапов»! О том, почему технологию можно назвать «фейсконтролем для лития», мы писали здесь.

 

8. Grid Optimazer – предиктивная аналитика аномалий и повреждений электрооборудования (Тюменский индустриальный университет)

Кто клиент? Электросетевые компании и крупные потребители – например, нефтегазовые компании.

Какую боль решает проект? Стоимость одной минуты простоя электроэнергетического оборудования в случае его поломки может доходить до 800 тысяч рублей. Этого можно избежать, если научиться прогнозировать выходы из строя.

В чем суть? Сейчас команда подробно прорабатывает применение своей технологии для анализа силовых трансформаторов. Программное обеспечение позволяет выявить уже имеющуюся аномалию на основе собранных данных и с помощью искусственного интеллекта предсказывает нарушения в работе, возможные в будущем.

 

9. Солнечный катализатор: преобразование света в энергию с помощью g-C3N4 (Университет ИТМО)

Кто клиент? Лидеры энергетического сектора, производители оборудования для зелёной энергетики, промышленные лаборатории и небольшие заводы.

Какую боль решает проект? Водород признается топливом будущего и имеет шансы стать альтернативой нефти и газа. Однако текущее производство водорода малорентабельно, маржинальность продукта ниже прочих энергоресурсов.

В чем суть? Катализатор представляет собой порошок оранжевого цвета, который добавляется в воду, и смесь подвергается воздействию солнечного или искусственного излучения. Под действием света g-C3N4 активируется, запуская фотохимическую реакцию, в результате которой вода разлагается на водород и кислород. Водород улавливается специальной установкой, которая позволяет эффективно отделять его от кислорода и других газов. Использование солнечной энергии для производства водорода снижает углеродный след, а низкая стоимость производства катализатора делает процесс более рентабельным.

 

10. Медьсодержащий сорбент для десульфурации нефтепродуктов (Оренбургский государственный университет)

Кто клиент? Нефтеперерабатывающие заводы.

Какую боль решает проект? Малые НПЗ не могут позволить себе дорогостоящие системы десульфурации, то есть очистки нефти и нефтепродуктов от соединений серы. В то же время это необходимо для того, чтобы топливо соответствовало стандарту «ЕВРО-5». Иначе оно падает в цене в 4-5 раз, компании теряют прибыль.

В чем суть? Предлагаемый сорбент может быть на 15-20 процентов эффективнее аналогов и при этом дешевле в 1,5-2 раза. Более того после регенерации вещество приобретает первоначальные свойства и может быть использовано повторно.

 

Финал Инкубатора проведем на «ЭнергоТехноФесте». Выбирайте, за кого болеть, и приходите на фестиваль, чтобы поддержать «любимчиков»!